В продолжение красной темы, добавлю ярких красок сегодняшней природы:
рассказываю о Мезенской росписи?
Мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Это самобытная манера росписи
по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному
красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются
дополнительные элементы. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Мезенскую роспись, таинственную и крайне любопытную, характеризуют необычность,
графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц. Орнаменты притягивают и завораживают, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Основными образами мезенских прялок являются
птицы, кони и олени, которые входят в крут древнейших образов русского
фольклора.Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Характерная
особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждом мезенском
изделии выделяются три таких яруса, причем в нижнем и
среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как
правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения
птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. По всей
вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам —
подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов
мира. Ярусы-миры разделяются
горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Несмотря на то,
что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов,
на каждом изделии такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность.
Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы
геометрического орнамента по-разному.
Широко распространены мировые сюжеты.
В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает
мировое дерево, или «древо жизни», которое
обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на
ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в
санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей.
Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую
окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости,
потусторонний и существующий миры. Интересно, что подобные образы несложно
отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив
мезенских росписей — «всадник на черном коне». По мнению
некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко
корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие
бога-всадника. Можно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые
сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как
религиозные и языческие в своей основе.
Таким образом,
мезенская народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков.
Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и
увлекательное занятие, которое позволяет непосредственно прикоснуться к
живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным
наследием.
Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом
мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся
многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира
(нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа
шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и
средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и
красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещенные вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их
неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег
(конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.
Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы
мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и
небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По
расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить
их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из
праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба
насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто
изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды
хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем
дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего
отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах.
Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются
постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи
во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с
главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из
первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно
увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание
тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как
ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как
неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных
ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести
разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром
мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто
“нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу
(“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение,
откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, —
сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и
разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается,
растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить,
что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику.
В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце,
огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии
земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по
небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены
в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и
оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы
встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и
смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В
искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров.
Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное,
чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок
энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также
является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали
символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак
“инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах
и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии
(“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак,
нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и
деторождения.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на
замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать,
чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит,
пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах —
пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на
древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который
помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские
орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и
разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды.
Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном
порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего
ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов
означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть
полустертое изображение именно такого уникального древа.
Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве.
Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента
составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный
орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и
спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового
дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть
не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской
росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в
народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских
берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров.
Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в
красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с
красным углом дома связывали почитаемое дерево
Декоративное изображение деревьев и цветов
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев
или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет
композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по
отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О
том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт,
что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых
мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони
мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских
росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело
красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище
черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше
подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие
ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые
рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом,
а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы
борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони
неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки,
помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Информацию для этого поста я взяла
отсюда и
отсюда))) А
здесь тоже много интересного про мезенскую роспись)))
Красота!!!! Умничка ты моя! Вот это доска так доска! Разделывать на ней я бы точно не стала - жалко) Спасибо за подробный рассказ о Мезенской росписи - все-таки очень важно знать собственную историю) Если получится - подключусь к проекту. Хотя не совсем уверена в своих силах, давненько я не брала в руки шашек!
ОтветитьУдалитьНата, спасибо тебе))) Нет-нет, разделывать на ней нельзя - это только декор. У кого-то покупная хохлома, а у меня теперь Мезень ручной работы))) Вот. Присоединяйся, знаешь как интересно))) Рука все помнит, только потренироваться чуток надо!
УдалитьМила, спасибо за кропотливую работу и интерес))) Еще раз выражаю свой ВОСТОРГ!!! БРАВО!!! МОЛОДЕЦ!!! А впереди еще много интересного ;) Сегодня отдохнем, а завтра новый урок! Не устала? Может нужен перерыв?
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо!!! Так приятно ))) Я и на сегодня согласна))) Устала? Вовсе нет! Если с первой росписью страшно было, аж коленки дрожали, когда соглашалась на проект), то теперь просто потребность возникла рисовать! А еще - любопытство узнать то, о существовании чего даже не подозревала до сегодняшнего дня))). Очень хочется научиться новому и неизведанному.
УдалитьЗамечательно)
УдалитьОх! Какая красота!!!! Действительно - так и светится!
ОтветитьУдалитьНу очень нравится!!!
Настя, спасибо большое! Очень важная для меня оценка)))
УдалитьМилочка, принимай мои восторги и поздравления!!! Я уж думаю..не пора ли мне свернуть свои листочки))
ОтветитьУдалитьАля, спасибо))) Ну только не сворачивай рисунки, ПОЖАЛУЙСТА8). Алечка, так долго уговаривали, давай просто получать удовольствие от рисования. А оценивать - лучше-хуже ни в коем случае нельзя и не будем. Это творчество, оно индивидуально. В любом случае у тебя будет очень милая и интересная роспись. А вообще, я просто сгораю от любопытства посмотреть твою роспись)))))))
УдалитьКак интересно!!!! ООООчень красиво получилось!!! Молодец!!!
ОтветитьУдалитьНастюш, спасибо)))
УдалитьКрасота!Потрясающе!!!Я,как человек не умеющий рисовать,просто в восторге!А если оформить кухню в одном стиле росписи..?Шикарно будет!
ОтветитьУдалитьДумаю, сложно будет выбрать - в каком стиле)) Если их по проекту еще 10! Но да, идея лично мне очень нравится.
УдалитьБудет, как минимум, стиль - Северные росписи))) Да, согласна, в едином стиле будет классно, идея действительно очень интересная))) Возможно, в итоге так и получится, потому что что-то из расписанного наверняка будет раздариваться близким))) И в итоге найдется один любимый стиль)))
УдалитьДевочки, очень приятно читать ваши комментарии)))))))
Очень красивая и кропотливая работа!!!
ОтветитьУдалитьПриглашаю за наградкой
http://goodflycrossstitch.blogspot.com/
Инна, спасибо тебе огромное))) Так приятно и неожиданно))) Обязательно загляну и утащу к себе наградку!!!!!!!
УдалитьМила, потрясающе красиво и гармонично!
ОтветитьУдалитьИ очень интересно разглядывать сюжет, не скажешь что новичек в этом деле нарисовал:)))
"Страшно" подумать что будет когда расспишешься!:))))
пс: тоже решила попробовать, но вот ремонт перетянул на себя внимание.
Оля, спасибо за оценку моих стараний))) РОСПИСЯМИ не занималась, это правда. (одна дощечка со срисованной городецкой картинкой в далеком детстве - не в счет) Но слукавлю, если скажу, что не рисовала в принципе, поскольку за плечами - худграф))) Но за 4 года обучения у нас не было преподавателя, который бы нам предложил заняться народными росписями (хотя много чему другому научили). И вот только сейчас, благодаря Лене, началась моя эпоха росписей)))
УдалитьPS Оля, я рада видеть Вас в своих читателях)))
очень красиво! чудо!
ОтветитьУдалитьЮля, спасибо большое!!! Мне очень приятна оценка моего творчества)))
ОтветитьУдалитьМила очень понравилось.Такая сложная навороченная роспись с большим количеством элементов,очень все ровнеько и симметрично,от коней я вообще в восторге.
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо))) На самом деле Мезень очень легка в исполнении, благодарная роспись. У меня сложилось впечатление, что кисточка сама вела туда, куда хотела, а рука только подчинялась))) Мне понравилось расписывать, особенно по дереву)))
Удалить