понедельник, 4 июня 2012 г.

СП Северные росписи. Мезенская роспись. Итоги.

  Вот и подходит к завершению первый этап проекта "Северные росписи" - изучение Мезенской росписи - яркой, необычной, самобытной. У меня осталось доброе впечатление от этого народного ремесла - столько в нем многозначительности и смысла. Казалось бы - примитивные фигурки животных, "детский лепет". Ан-нет!!! Грациозные кони настолько легки, столько в них жизни и движения, что они словно парят над землей, а птицы вознеслись к облакам)))  А, впрочем, смотрите сами - вот то, чему я научилась за три недели благодаря Елене

Что-то, может быть, и не очень получилось, но в целом, смотрится вроде бы ничего. Мужу понравилось, это - главное. Даже обещался взяться за ремонт кухни (ну а как же - такая досточка - и в старой кухне)))
Сначала собиралась сделать пару-тройку пробных эскизов в цвете  - потренироваться. Даже начала роспись на альбомном листе в соответствии с карандашным наброском.И что вы думаете? Мой муж, придя с работы и застав меня за этим занятием, выдал: "Так ты бы хоть полезное что-то рисовала!" Я, ясное дело, в недоумении - что значит полезное? Оказывается - нужно сразу изделие (в данном случае - доску разделочную) Вот так я и осталась без цветных эскизов))))

Эх, ну вот, только сейчас увидела косяк (для внимательных и не очень) - на елочке не дорисовала хвою( Исправлюсь обязательно)))  

(Лена, спасибо огромное за замечательные уроки, интереснейший материал о росписи /в брошюре - ценнейший материал/, а главное - за то, что предложила такое интересное для меня увлечение))):
В продолжение красной темы, добавлю ярких красок сегодняшней природы:

И, как я обещала , дальше
рассказываю о Мезенской росписи?
 Мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
  Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
 Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются   дополнительные   элементы. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.    
  Мезенскую роспись, таинственную  и   крайне   любопытную, характеризуют необычность, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц. Орнаменты притягивают и завораживают, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. 
Основными образами мезенских прялок являются птицы, кони и олени, которые входят в крут древнейших образов русского фольклора.Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
  Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждом мезенском  изделии  выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов мира. Ярусы-миры разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждом изделии такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность. Эффект  достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.
  Широко  распространены  мировые сюжеты. В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или   «древо  жизни»,   которое  обычно  изображалось  с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях.  Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках,  запряженных одной или парой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Интересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив мезенских росписей — «всадник на черном  коне».  По  мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями  и отображает различные  мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. Можно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
  Таким образом, мезенская народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволяет непосредственно прикоснуться к живой  истории  Отечества,  познакомиться с мировым культурным наследием.

Символика узора
 Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещенные вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. 
 Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. 

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. 
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц. 

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. 
 Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. 

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
  
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. 
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево

Декоративное изображение деревьев и цветов
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Декоративное изображение животных
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Информацию для этого поста я взяла отсюда и отсюда))) А здесь тоже много интересного про мезенскую роспись)))

22 комментария:

  1. Красота!!!! Умничка ты моя! Вот это доска так доска! Разделывать на ней я бы точно не стала - жалко) Спасибо за подробный рассказ о Мезенской росписи - все-таки очень важно знать собственную историю) Если получится - подключусь к проекту. Хотя не совсем уверена в своих силах, давненько я не брала в руки шашек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ната, спасибо тебе))) Нет-нет, разделывать на ней нельзя - это только декор. У кого-то покупная хохлома, а у меня теперь Мезень ручной работы))) Вот. Присоединяйся, знаешь как интересно))) Рука все помнит, только потренироваться чуток надо!

      Удалить
  2. Мила, спасибо за кропотливую работу и интерес))) Еще раз выражаю свой ВОСТОРГ!!! БРАВО!!! МОЛОДЕЦ!!! А впереди еще много интересного ;) Сегодня отдохнем, а завтра новый урок! Не устала? Может нужен перерыв?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо!!! Так приятно ))) Я и на сегодня согласна))) Устала? Вовсе нет! Если с первой росписью страшно было, аж коленки дрожали, когда соглашалась на проект), то теперь просто потребность возникла рисовать! А еще - любопытство узнать то, о существовании чего даже не подозревала до сегодняшнего дня))). Очень хочется научиться новому и неизведанному.

      Удалить
  3. Ох! Какая красота!!!! Действительно - так и светится!
    Ну очень нравится!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Милочка, принимай мои восторги и поздравления!!! Я уж думаю..не пора ли мне свернуть свои листочки))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо))) Ну только не сворачивай рисунки, ПОЖАЛУЙСТА8). Алечка, так долго уговаривали, давай просто получать удовольствие от рисования. А оценивать - лучше-хуже ни в коем случае нельзя и не будем. Это творчество, оно индивидуально. В любом случае у тебя будет очень милая и интересная роспись. А вообще, я просто сгораю от любопытства посмотреть твою роспись)))))))

      Удалить
  5. Как интересно!!!! ООООчень красиво получилось!!! Молодец!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Красота!Потрясающе!!!Я,как человек не умеющий рисовать,просто в восторге!А если оформить кухню в одном стиле росписи..?Шикарно будет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, сложно будет выбрать - в каком стиле)) Если их по проекту еще 10! Но да, идея лично мне очень нравится.

      Удалить
    2. Будет, как минимум, стиль - Северные росписи))) Да, согласна, в едином стиле будет классно, идея действительно очень интересная))) Возможно, в итоге так и получится, потому что что-то из расписанного наверняка будет раздариваться близким))) И в итоге найдется один любимый стиль)))
      Девочки, очень приятно читать ваши комментарии)))))))

      Удалить
  7. Очень красивая и кропотливая работа!!!
    Приглашаю за наградкой
    http://goodflycrossstitch.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, спасибо тебе огромное))) Так приятно и неожиданно))) Обязательно загляну и утащу к себе наградку!!!!!!!

      Удалить
  8. Мила, потрясающе красиво и гармонично!
    И очень интересно разглядывать сюжет, не скажешь что новичек в этом деле нарисовал:)))
    "Страшно" подумать что будет когда расспишешься!:))))
    пс: тоже решила попробовать, но вот ремонт перетянул на себя внимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за оценку моих стараний))) РОСПИСЯМИ не занималась, это правда. (одна дощечка со срисованной городецкой картинкой в далеком детстве - не в счет) Но слукавлю, если скажу, что не рисовала в принципе, поскольку за плечами - худграф))) Но за 4 года обучения у нас не было преподавателя, который бы нам предложил заняться народными росписями (хотя много чему другому научили). И вот только сейчас, благодаря Лене, началась моя эпоха росписей)))
      PS Оля, я рада видеть Вас в своих читателях)))

      Удалить
  9. Юля, спасибо большое!!! Мне очень приятна оценка моего творчества)))

    ОтветитьУдалить
  10. Мила очень понравилось.Такая сложная навороченная роспись с большим количеством элементов,очень все ровнеько и симметрично,от коней я вообще в восторге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо))) На самом деле Мезень очень легка в исполнении, благодарная роспись. У меня сложилось впечатление, что кисточка сама вела туда, куда хотела, а рука только подчинялась))) Мне понравилось расписывать, особенно по дереву)))

      Удалить